Котлованы для ГНБ

бурение гнб
Стандартный размер котлована ГНБ намного меньше традиционной траншеи. Это объясняет, почему такой метод бурения стал самым используемым при прокладке труб водоснабжения, газопроводов, кабельных и электросетей. Данный подход позволил сократить объем организационно-технических согласований, так как он меньше затрагивает окружающий ландшафт, поскольку размеры прокола и котлованов при ГНБ не требуют большого пространства для расчистки от находящихся на них объектов.
В зависимости от того, какая техника применяется для прокола под дорогой, зданиями и другими сооружениями, какая установка ГНБ используется и каковы характеристики грунта и глубина прохождения трубопровода, размер последнего, меняется и расчет котлована.

Зачем нужен котлован

Метод горизонтально-направленного бурения применяется в ряде случаев:
  1. Если укладка кабельных сетей, продуктопроводов, инженерных систем, водопроводов траншейным способом является невозможной технически.
  2. При запрете местных органов власти или уполномоченных организаций на проведение траншейных работ.
  3. Если в границах проектирования прокладки труб имеются элементы инфраструктуры и окружающей среды, требующие сохранности.

При принятии решения действовать методом прокола под дорогой или другим объектом, рассчитывают такой размер котлована (приямка), который предотвращает или минимизирует негативное влияние на природную среду. В каждом случае является обязательным предоставление технико-экономических расчетов, рассмотрение разных вариантов прокладки. От качества проведения подготовительных работ напрямую зависит конечный результат.

Сопоставляются габариты планируемой прокладки, оборудование, используемое при проколах, и утверждается соответствующие параметры котлована.

Учитываются временные и материальные затраты, вызванные перекрытием автомобильных и железных дорог либо перекладкой уже существующих коммуникаций, принимаются во внимание необходимость сохранности природных объектов, рассматриваются решения о вырубке или пересадке зеленых насаждений.

Стандартные размеры котлована ГНБ

Существует ряд факторов, оказывающих влияние на размеры котлованов для ГНБ:

  • конструкции машин, стыковых соединений, буровых установок и оборудование ГНБ;
  • характер грунта;
  • величина прокола, которая зависит от того, что будет прокладываться, и где это будет производиться (под дорогой, водоемом или другим объектом).

Каждый случай предполагает отдельный расчет расстояния между котлованами ГНБ.

Рассмотрим некоторые стандартные размеры:
  1. Минимальный размер стартового котлована при прокладке 1 трубы составляет 3 м в длину, 2 м - ширину; глубина равняется расстоянию от поверхности земли до верха коммуникации + 0,5 м. Приемный котлован выкапывается на ту же глубину, что и стартовый. Длина и ширина могут варьироваться, но в норме составляет 2х2 м.
  2. При "продавливании" 2 и более труб ширину увеличивают на соответствующее расстояние между ними из расчета минимум 100 мм на каждую.

Правила использования котлованов

котлован гнб

До начала работ по ГНБ необходимо провести анализ участка на наличие других коммуникаций, подземных створов и других возможных препятствий. Участки бестраншейной прокладки согласовываются со всеми владельцами коммуникаций, попадающих в зону работ. Для этого за 3 дня до старта проекта приглашают представителей всех организаций, эксплуатирующих объект.

После этого подрядчик должен убедиться в отсутствии рисков в виде подземных кабелей, крышек люков, водяных либо газовых счетчиков, наружных коммуникаций, распределительных шкафов рядом с планируемым объектом.

Если последние обнаружены, их вскрывают шурфами для выяснения глубины закладки и отмечают предупредительными знаками. Если это предусмотрено проектом, проводят охранные действия и проверяют проектный профиль бурения скважины.

Территорию, на которой производят бурение, условно разделяют на 2 отдельные строительные площадки. На одной из них находится буровая установка (площадка стартового котлована), другая предназначена для приемного.

Зону, где будут проводиться работы, огораживают забором, рядом с которым устанавливают необходимые дорожные знаки. Место для стройплощадки очищают от зеленых насаждений (их вырубают либо пересаживают), поверхность выравнивают, засыпают углубления и срезают бугры. Для организации перевозки техники и грузов прокладывают подъездные колеи. На самой площадке строят временные склады, подводят водоснабжение, размещают противопожарный инвентарь. Должны быть обеспечены средства сигнализации и связи.

Монтаж строительных механизмов производят на устойчивом основании, уклон которого не должен быть выше допустимого по техническому паспорту. Рядом с выступающими частями строительных механизмов оставляют свободным проход не менее 1 м в ширину. Приямки огораживают перилами высотой не менее 1,1 м. В темное время суток этот участок должен быть освещен.

Если участок позволяет, проектируют приямки прямоугольной формы. Это позволит в дальнейшем увеличить длину монтажных секций трубопровода. Основание планируется с учетом уклона будущей скважины. Оно должно быть прочным, чтобы избежать посадки оборудования. Под буровой установкой толщиной 15-20 см насыпают щебень фракции 25-70, затем его уплотняют дорожными плитами либо заливают бетоном.баннер гнб

Поскольку при бурении, независимо от размеров котлованов ГНБ, остается вероятность подтопления, в специальном приямке устанавливают водяной насос для откачки жидкости. Это позволяет поддерживать дно в сухом состоянии, способном выдержать нагрузку. Насос устанавливают в передней части стартового котлована с правой стороны.

Бурение можно начинать, когда размеры котлованов соответствуют всем требованиям ГНБ и завершены все подготовительные работы. С помощью пилотных штанг делается прокол от стартового к приемному сечением 100 мм.

При проведении скважины под автомагистралью либо железнодорожными путями продвижение бура регулируется с помощью системы геолокации, без которой проведение работ запрещено. Проверку положения головки бура производят каждые 3 м.

В приемном котловане на штанге закрепляют насадку-расширитель конусовидной формы и запускают обратное движение. Технология ГНБ предусматривает, что размеры насадок меняют, а движение по соединению стартового и приемного котлованов продолжают до тех пор, пока скважина не достигнет нужного диаметра. Ее окончательный размер должен составлять 135-150% диаметра запланированного трубопровода.

Особенности котлованов

При ГНБ расстояние между котлованами зависит от характера местности. По обстоятельствам рассчитывается отступ от дороги. Стандартным расстоянием от проезжей части считается 4-5 м, однако учитывают наличие насыпи или канавы. Отступ должен позволять прокладку трубы без сильных искривлений.
Если дорога за городом, то приямки располагают за пределами обочины. При проколе ГНБ на улице в городе предпочтительное использование зеленых зон. Если это невозможно, снимается тротуарное покрытие, которое восстанавливается после окончания работ.

При проколах ГНБ размеры котлованов разные: стартовый больше приемного. Согласно стандартам, больший приямок располагают с той стороны, где меньше сетей и коммуникаций, либо там, где удобнее оборудовать подъезд техники и достаточно места для стройплощадки.

ЗАДАЙТЕ СВОЙ ВОПРОС

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ: