Устройство перехода методом ГНБ

Современные технологии строительства позволяют прокладывать различные коммуникации, обходя естественные и искусственные преграды. Достаточно распространенным является устройство перехода методом ГНБ. Такой способ помогает проложить трубопровод под любым углом, а также перпендикулярно или параллельно поверхности. 

Область применения

Устройство дюкера методом горизонтального бурения встречается часто. Дюкером называют напорную часть трубопровода. Переход протягивают под руслом водоемов или по дну оврагов. Дюкер используют под железнодорожными путями и автомагистралями.

Закрытый переход методом ГНБ нашел свое применение в водопроводных и оросительных системах. Его используют в гидроэнергетических установках и узловых нефтепроводах.

В создании подземных переходов различают одноочковые и двухочковые дюкеры. Первые представляют собой одну трубу. Вторые состоят из двух и более трубопроводов. Они имеют круглое или прямоугольное сечение, отличающееся поперечностью. Дюкеры делают из стали или железобетона. Сейчас более распространенными стали ПНД трубыпереход ГНБ

Организация и технология выполнения работ

Организация устройства дюкерного перехода предполагает подготовительные работы. Перед ними нужно ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к такой строительной технологии. Они установлены действующими нормативными документами. В отдельных случаях понадобится согласовать проект с Речным флотом.

С требования в законодательстве по проведению ГНБ работ вы можете ознакомиться на нашем сайте.

Требования:

  1. Установка закрытых переходов производится перпендикулярно оси потока воды.
  2. Трубы должны иметь специальное защитное покрытие.
  3. Если сооружение дюкеров связано с водоемами, понадобится получить разрешение местной СЭС. Аварийные выпуски сооружают только после соответствующего согласования.
  4. Прокладывать трассу необходимо в наиболее удобных местах дна. Нужно учитывать состояние почвы.
  5. Стоит отдавать предпочтение надежным участкам пересечения берега и дна водоема.
  6. Диаметр металлических труб не должен быть более 200 мм.
  7. В канализационной системе обязательно наличие затворов.
  8. Прокладку подземных переходов должны проверить водолазы. Они составляют отчет и оформляют необходимые документы.

На подготовительной стадии необходимо узнать расположение существующих коммуникаций, чтобы избежать возможного повреждения во время работ. При установке буровых комплексов и техники для замеса раствора требуется соблюдать расстояние 10 м.

Перед осуществлением прокола способом ГНБ надо исследовать состав грунта, чтобы подобрать подходящие инструменты для прохождения бура. Участок проведения работ ограждают предупредительной лентой. Он включает в себя котлован и места выхода буровой головки.

Технология протягивания дюкерного перехода считается упрощенной. Сначала выкапывают стартовый котлован и осуществляют прокол. Однако этому предшествует последовательность манипуляций:

  1. Бурение первой скважины.
  2. Настройка техники, регулировка наклона бура. Он должен располагаться на 20° относительно горизонта. В отдельных случаях наклон может составлять 10°.
  3. Прохождение головки с контролем траектории движения через каждые 3 м. При необходимости - корректировка направленности бура.
  4. Расширение скважины. Замена головки на расширитель. Его проведение через получившийся канал с непрерывной регулировкой движения.

При устройстве дюкера обязательно используют полимеры для бурения методом ГНБ. Он размягчает почву, облегчая прохождение инструмента. Нельзя забывать про риск осыпания земли. Поэтому важно надежно соединять трубы между собой. Тогда давление грунта или его осыпание не нарушат целостность трубопровода.

Планирование и расчет траектории бурения

Перед проведением прокола нужно сделать отметку у камер перехода. При высоком уровне воды берут дополнительные 0,5 м. Оптимальная обеспеченность составляет 3%. В начале и конце перехода береговые линии укрепляют железобетонными плитами.

При прокладке дюкера требуется выяснить его минимальную длину и глубину заложения трубопровода. Отдельное внимание необходимо уделить наклону переднего края дюкера. Он соответствует 20° относительно линии горизонта.

Организация места работ

При бурении большое значение имеет правильная организация места проведения работ. Сначала понадобится определить нужное число бригад при устройстве закрытых переходов. При этом необходимо обеспечить слаженность линии трубопровода на всех участках работ. Отдельные комплексные потоки должны быть объединены согласно главному правилу ЛЧМТ.

Нужно установить наиболее подходящую последовательность сооружения всех дюкеров без учета привязки работы бригад относительно отдельных комплексных трубопроводостроительных потоков.

Определение производственной нагрузки каждой подрядной бригады на весь период строительства осуществляется исходя из количества сооружаемых переходов. Объем работ желательно равномерно распределить.

переход методом гнб

Этапы при строительстве переходов

Устройство переходов методом прокола включает в себя несколько стадий. Они могут отличаться в зависимости от требований проекта и его сложности. Работы по устройству дюкеров можно разделить на 2 больших этапа:

  • подготовка места и земельные работы;
  • прокладка трубопроводов.

Каждая стадия состоит из множества отдельных действий. Сперва осуществляется геодезическое разделение места перехода и установка знаков предупреждения. Уровень грунтовых вод понижают не менее, чем на 0,5 м от низа защитного слоя. Проводят планировку участка по обе стороны дороги. Затем выкапывают рабочий котлован и монтируют укрепления.

На следующем этапе устанавливают упорные стенки котлована, после чего сваривают защитный кожух. Его сборные элементы могут подготавливать путем поочередного наращивания в процессе прокладки. Потом монтируют буровую технику или оборудование для продавливания защитного слоя. В конце прокладывают плети труб под дорожной насыпью.

Устройство дюкеров методом горизонтально направленного бурения сокращает затраты на проектирование и проведение работ. Открытый траншейный способ прокладки сильно уступает закрытым переходам. При использовании второй технологии строительства риск повреждения существующих инженерных сетей сводится к минимуму.

ЗАДАЙТЕ СВОЙ ВОПРОС

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ: